Вернуться
Наполеон Бонапарт
Популярные во Франции XIX в. «эпинальные картинки» издавались в мастерских старинного города Эпиналь на востоке страны. Развитие производства связано с деятельностью издателя Жан-Шарля Пеллерена. В многочисленных листах, напечатанных в 30-х гг. и посвященных Наполеону, отразился процесс возрождения интереса к личности императора и постепенное возвеличивание его образа, приведшее в итоге к перенесению его останков с острова Святой Елены в крипту собора Дома инвалидов в Париже в 1840 г.
Napoleon sur la colonne
Четвертый том семитомного юбилейного издания, посвященного влиянию войны 1812 г. на политику, экономику и культуру России и Европы. Содержит биографический очерк о М. И. Кутузове, а также статьи, раскрывающие период войны от Бородинского сражения до отступления наполеоновской армии, в том числе захват и пожар Москвы, партизанское движение. Особенно интересен богатый иллюстративный материал, собранный в архивах, музеях и частных коллекциях.
Отечественная война и русское общество. Юбилейное издание. 1812—1912. Т. 4
Перерисовка Иваном Теребенёвым карикатуры (1813) немецкого художника Иоганна Михаэля Фольца, выполненной на основе гравюры Леманна с портрета Наполеона работы Генриха Дэлинга (1807).

В России после войны 1812 года особенной популярностью пользовались рисунки и гравюры о победе над Наполеоном. Известные и неизвестные авторы наполняли их грубоватым юмором и насмешкой над иноземными захватчиками. Наполеона рисовали таким, каким он остался в сознании всех слоёв общества: злодеем, посягнувшим на русскую землю. Гравёр Иван Теребенёв также сделал копию с карикатуры Фольца, снабдив картину пояснительной надписью: «Изображение сие — суть твоя, император Наполеон. Прусский черный орёл служит тебе шляпою. Глаз орлов заступает место банта, а когтями уцепился он за лоб твой и висок. Красного цвета воротник твой изображает пролитую тобой кровь для пресечения торговли. Рука богини мщения заменяет эполет, гроздь пальцев впилась на тебе в плечо, а грудь развивает нить паутины, изображение твоего ордена Почетного легиона, на котором сидит ещё паук — предопределяющий оную вину. Надпись "Эрфурт" означает орденскую ленточку, а платье твоё состоит из карты, на которой видны места проигранных тобою в последнем году баталий. Наконец, лицо твоё составлено из мёртвых тел, жертв твоего неограниченного властолюбия. Страшись!»
Карикатура на Наполеона
Фрагмент картины Ораса Верне «Наполеон на поле брани в битве при Ваграме 6 июля 1809 г.» (1835—1836). Ваграмская битва — генеральное сражение Австро-Французской войны 1809 года, произошедшее 5—6 июля в районе села Ваграм, возле острова Лобау на Дунае. Наполеон Бонапарт разбил войска эрцгерцога Карла, тем самым завершив существование Пятой коалиции. Одна из 10 открыток, составляющих пазл из двух вертикальных рядов по 5 открыток.

Иллюстрированная почтовая открытка переживала на рубеже XIX—XX вв. невероятный подъем. Многие издатели ориентировались на детей, сознательно помещая вместе с иллюстративным рядом и интересную развивающую информацию. Особой популярны были серии открыток и тематические комплекты, которые хотелось собрать полностью. К одной из таких издательских находок относились и открытки-пазлы — собранные вместе они образовывали одно целое изображение. Так, в преддверии столетнего юбилея войны 1812 года неизвестным французским издательством были выпущены портреты двух императоров — Наполеона и Александра I. Каждая открытка несла небольшое самостоятельное изображение из жизни героя и один фрагмент изображения в полный рост. Нередко одна из частей серии вкладывалась в коробку конфет или духов, завлекая таким образом покупателя в азартную игру и стимулируя на покупку того или иного товара. К такой уловке прибегали как зарубежные, так и отечественные предприниматели, например, московские фабрики как «Эйнем» и «А. А. Абрикосов и сыновья».
Фрагмент пазла «Наполеон»: Ваграм
Иллюстрированное издание, посвященное столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года, дает военно-историческую картину. В первом томе показа политическая обстановка, причины и поводы к войне в России и Франции, подготовка к войне в инженерном и продовольственном отношении и начало военной кампании Наполеона на Россию. Книга содержит портреты участников событий и рисунки эпизодов из жизни того времени (репродукции с работ художников Боровиковского, Доу и других). Даны карты военных действий и экслибрисы издательства.
Ниве, Петр Андреевич. Отечественная война. 1812—1912. Т. 1