Вернуться
Наполеон Бонапарт
Книга принадлежит перу немецкого врача Генриха Ульриха Людовика Рооса, совершившего поход от западных берегов Дуная до Москвы и обратно до Березина с армией Наполеона. В ряду мемуаров о русском походе Наполеона книгу ставят на одно из первых мест. Огромный интерес представляет медицинская сторона. Автор знакомит с редкими случаями в хирургической практике, дает более глубокое понимание причин гибели громадной массы людей, рассказывает об отступлении и бегстве великой армии, плене и работе в качестве врача среди русских.
Роос, Генрих Ульрих. С Наполеоном в Россию: Воспоминания врача о походе 1812 г.
На литографии Альбрехта Адама (1786—1862), наполеоновского офицера, придворного живописца Евгения Богарне, изображены Наполеон с Мюратом и Евгением Богарне в сопровождении баварской кавалерии во время рекогносцировки на правом берегу Двины.

24 июля 1812 года наполеоновская армия находилась в Бешенковичах, в 60 километрах от Витебска. Наполеон надеялся на скорое генеральное сражение. Он «был весел, — писал в своих мемуарах Арман Коленкур, французский генерал, участник похода на Россию, — и уже сиял лучами славы — до такой степени он верил в то, что померяется силами со своими врагами и добьётся результата, оправдывающего его поход... Он провёл весь день на лошади, обследовав территорию во всех направлениях». Однако армия Барклая-де-Толли оставила Витебск, тем самым похоронив надежды Наполеона на скорый разгром русских.
Адам, Альбрехт. На Двине, 24 июля 1812 года
Пятый том семитомного издания, выпущенного Исторической комиссией учебного отдела Общества распространения технических знаний к юбилею войны 1812 г. Включает статьи о роли разных слоев общества в Отечественной войне, а также об отражении военных событий в русской журналистике и литературе, народной поэзии, живописи и театральном искусстве. Из них примечательна работа о высшем обществе России начала XIX в. на основе романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Интересный иллюстративный материал дополняет и разъясняет текст.
Отечественная война и русское общество. Юбилейное издание. 1812—1912. Т. 5
В иллюстрированном альбоме искусствоведа В. А. Верещагина, изданном к столетию Отечественной войны, представлены подробные очерки жизни и творчества таких мастеров жанра, как рано ушедший талантливый рисовальщик И. И. Теребенев, родоначальник русской бытовой живописи (или иначе: «отец русского жанра») А. Г. Венецианов и художник И. А. Иванов. Репродуцированы работы «Бабы бьют французских мародеров», «Не удалось тебе нас переладить на свою погудку: попляши же, басурман, под нашу дудку», «Благоразумная ретирада доставит мне спокойствие», «Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей», «Французский вороний суп», «Нос, привезенный Наполеоном с собой из России в Париж» и другие карикатуры, которые во время войны в виде авторских оттисков или воспроизведенные в книгах и лубочных изданиях, распространялись по стране, поднимая дух оскорбленного народа.
Верещагин, Василий Андреевич. Отечественная война. Русская карикатура
В основу марша Н. И. Шмелева легла мелодия песни «Пожар московский» (музыка неизвестного автора, возможный автор слов — Николай Семенович Соколов, водевилист, поэт 1830—1840-х годов). Ко времени 100-летней годовщины Бородинского сражения, когда и был создан марш «Наполеон в Москве», песня приобрела особую популярность.
Шмелев, Н. И. Наполеон в Москве: юбилейный марш по случаю 100-летия Отечественной войны 1812—1912