Вернуться
Военачальники армии Наполеона
Третий том завершает издание воспоминаний очевидцев войны 1812 г., выступавших на стороне Наполеона. Книга освещает трагедию великой армии — ее отступление в условиях суровой русской зимы. Включает отрывки почти всех мемуаров из предыдущих томов и новых авторов. Среди них описания боев при Красном французского эмигранта Кроссара, сражавшегося на стороне русских. Отсутствие комментариев, по мысли составителей, способствует более эмоциональному восприятию материала. Завершают трехтомник воспоминания Наполеона из его записанных бесед.
Французы в России: 1812 год по воспоминаниям современников-иностранцев. Ч. 3
Иллюстрированное издание, посвященное столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года, дает ее полную военно-историческую картину. Отступление русской армии под Москвой, и Военный Совет в Филях, народное ополчение, вставшее на защиту Москвы, результат и значение Тарутинского боя, — являются темой третьего тома. Картины: «Военный Совет в Филях», «Въезд французов в Москву», «В Кремле пожар» (художники В. В. Верещагина, А. Д. Кившенко, Куше), автограф приказа Наполеона, — иллюстрируют эти события. Заставки, концовки и каллиграфические буквы украшают издание.
Ниве, Петр Андреевич. Отечественная война. 1812—1912. Т. 3
Альбом посвящён Отечественной войне 1812 года. Состоит из серии гравюр, представляющих групповые портреты русских генералов на фоне батальных сцен: М. И. Кутузов, М. Б. Барклай де-Толли, П. И. Багратион в сражении при Бородине; Л. Л. Беннигсен, В. В. Орлов-Денисов, А. И. Остерман в сражении при Тарутине; П. Х. Витгенштейн при взятии Полоцка; Н. В. Иловайский — бегство французов из Москвы и др. Под гравюрами пояснительные надписи на русском и французском языке. Они были выполнены по рисункам Д. Скотти граверами И. Ф. Беггровым и С. Федоровым под наблюдением С. Карделли.
Скотти, Доменико. Коллекция двенадцати гравированных картин, представляющих следствия достопамятнейших побед, одержанных над неприятелем российской армией в 1812 году
Василий Верещагин учился в Академии художеств с 1860 по 1863 гг., в 1864—1865 гг. продолжил обучение живописи в Париже. Для художника был характерен метод работы сериями, который известный художественный критик В. В. Стасов называл «стрельбой не одиночными выстрелами, а залпами». Цикл о войне 1812 года — один из наиболее известных. На открытке изображен маршал Даву в Кремле, для которого в Чудовом монастыре, в алтаре была установлена походная кровать, прямо на месте выброшенного престола.
Верещагин, Василий Васильевич. Маршал Даву в Чудовом монастыре
Книга, изданная к столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года, интересна как пример популярного издания недорогого карманного формата, доступного массовому читателю. Несколько кратких очерков написаны простым, близким к разговорному, стилем. Издание посвящено женщинам — героиням войны: старостихе Василисе, Анфисе, Прасковье, а также военным, возглавившим партизанские отряды: драгуну Н. Четверикову, генералу И. С. Дорохову, гвардейцу А. Н. Сеславину, гусару Д. В. Давыдову, артиллеристу А. С. Фигнеру.
Черемухин, Василий. Старостиха Василиса и другие герои народной войны 1812 г.